Ваш город:

Психология и развитие дошкольника

27 окт. 2015 г.
0
4300

Без знания психологии дошкольного возраста родителям очень сложно правильно не только построить взаимоотношения со своим ребенком, но и организовать воспитательно-развивающий процесс. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями развития дошкольников.

Психология и развитие дошкольника

Период дошкольного возраста ознаменован выходом из кризиса трех лет, а также перестройкой специфики взаимоотношений с окружающими людьми и отношения к миру. Система социальных контактов ребенка постепенно расширяется, выходя за рамки семьи.

Ранний дошкольный возраст специалисты называют началом становления маленького человечка как личности, при этом к 5-6 годам у него происходит формирование важнейших черт характера. У малыша появляются друзья, новые увлечения и он стремится совершить свой первый шаг в "большую" жизнь, хочет поскорее стать школьником. Задача родителей на этом этапе состоит в организации интересной и комплексной подготовки к процессу обучения.

Конечно же, без знания психологии дошкольного возраста родителям очень сложно правильно не только построить взаимоотношения со своим ребенком, но и организовать воспитательно-развивающий процесс. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями развития дошкольников.

Психология младшего дошкольного возраста

Дошкольниками принято считать деток в возрасте трех-шести (семи) лет. В этом возрасте ребенок психологически уже готов к взаимодействию с другими ребятами и вхождению в коллектив. Именно поэтому запись в детский сад осуществляется с 3 летнего возраста.

В 3 года у малыша появляются друзья, хотя настоящей дружбы еще нет. Ребенок учится выстраивать отношения с окружающими, разрешать спорные и конфликтные моменты, стремится принимать участие в ролевых играх и совместной трудовой деятельности. Это помогает ему осознать, что он является существом социальным, частью общества.

Учите его конструктивному общению с другими детками, например, помогайте стараться сдерживать свою агрессию и негативные эмоции. Ребенок должен понимать, что нельзя обижать своих ровесников. Рассказывайте ему, что нужно идти на уступки и делиться своими игрушками со своими друзьями, если они об этом попросят. Эти навыки помогут ему успешно и безболезненно привыкнуть к условиям детского сада.

Психология старшего дошкольного возраста

В пять лет кроха становится более внимательной, терпеливой, усидчивой. Малыш уже способен в течение некоторого времени полноценно заниматься (слушать и запоминать информацию). В этом возрасте формируется личность ребенка. Это связано с соподчинением мотивов, то есть ребенок уже способен контролировать свои желания и делать не то, что хочется, а то, что нужно. Ведущим мотивом является поощрение и одобрение со стороны взрослого, а не страх наказания.

Ребенок становится более самостоятельным и последовательным в своих действиях. Постепенно он учится ориентироваться не на внешние правила, а пытается следовать своим собственным. Дошкольник может совершать над собой усилие и выполнять неинтересную, монотонную работу (например, собирать игрушки, потому что необходимо поддерживать в квартире порядок). Некая самостоятельность позволяет ему ощутить собственную независимость и значимость.

Безусловно, у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы нравственные оценки и моральные принципы. Но простые представления о добре и зле уже имеются. Он понимает, что взрослых необходимо уважать и слушаться, что некоторые поступки считаются недостойными и постыдными, а другие, напротив, будут служить поводом для гордости.

У него начинают закладываться такие качества как великодушие и доброта. Необходимо воспитывать в нем способность заботиться о близких людях, учитывать их потребности и желания, быть готовым идти на компромисс. Если, кроха решила поделиться с вами своей любимой конфетой, не отказывайтесь, пусть она почувствует радость от возможности поделиться с другими.

В пять-шесть лет наиболее остро проявляются страхи дошкольника. Важно помочь ему в этот период успешно справиться с ними, преодолеть их, а не заставить отрицать и игнорировать. В возрасте шести лет малыш приходит к осознанию того, что жизнь конечна. Это может привести к формированию "страха смерти". Ребенок начинает бояться собственной смерти или потери близких людей. Понимание первопричины того или иного страха – залог эффективной борьбы с ним.

Дошкольный возраст – возраст "почемучек" и всевозможных игр

Иногда дошкольный возраст именуется "периодом вопросов". Это неудивительно, ведь ребенок может генерировать свои "почему", "как" и "зачем" сотнями, подчас ставя взрослых в тупик. Нужно запастись терпением и постараться доходчиво и понятно раскрыть суть интересующего его явления. Возможно, малыш будет переспрашивать, и просить объяснить заново. Не нервничайте и повторяйте ровно столько, сколько ребенка это будет интересовать. Эти повторения помогут ему лучше разобраться в устройстве окружающего мира. Важно не пытаться вводить малыша в заблуждение и отвечать правдиво на его вопросы, если они доступны для детского понимания. Иначе, рано или поздно ложь родителя вскроется, и ребенок потеряет к нему доверие, что приведет к нарушению контакта между взрослым и малышом.

В дошкольном возрасте на первый план выступает игровая деятельность, которая на протяжении всего этого периода существенно преобразуется. Скажем, младшие дошкольники (в три-четыре года) играют одни. Игра длится не более 20 минут, и она направлена на воспроизведение определенных действий взрослых. Старшие дошкольники (в 5—7 лет) ориентируются на выстраивание межличностных отношений, поэтому, в их игру привлекаются другие детки. Затем игра приобретает соревновательный характер и носит сюжетную направленность. В ней ребята получают возможность оттачивать и совершенствовать свои организаторские и лидерские качества.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка совершенствуется сенсорная сфера. Он начинает более точно и правильно воспринимать форму, величину, цвет и вес различных предметов. Кроме того, повышается осмысленность восприятия (углубляются и расширяются его представления об устройстве окружающего мира).

Мышление дошкольника выражается в наглядно-действенной, словесно-логической и наглядно-образной формах. Первоначально ребенок решает поставленные перед ним задачи посредством практических действий. У старших дошкольников ведущую роль играет мышление наглядно-образного плана и закладывается фундамент для логического мышления.

Память

У ребенка в большей степени развита образная память. Запоминание, усвоение информации продолжает носить непроизвольный или механический характер (заучивание). В конце старшего дошкольного возраста формируется произвольная память. Кроме того, у него прочно откладываются в памяти те события, которые связаны с яркими переживаниями и воспоминаниями (эмоциональная память).

Воображение

У дошкольника воображение носит воссоздающий характер, то есть оно основывается на чем-то ранее знакомом и реальном. Его фантазии очень красочные, оригинальные и увлекательные. Чаще всего замыслы ребенка направлены на будущее.

Речь

Дошкольник постепенно овладевает правилами и нормами русского языка. Во многом он ориентируется на взрослых и если делает ошибки, старается исправиться их. Речь может быть ситуативной, объяснительной и контекстной.

Особое место занимает психологическая готовность ребенка к школе. В этом аспекте нужно упомянуть три основополагающих фактора, на которые нужно обратить внимание в первую очередь: социальный, интеллектуальный и эмоциональный уровень развития. Хотя сегодня многие исследователи очень важной считают также и мотивационную готовность дошкольника к обучению в школе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
177
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
153
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1133
Оставить свой комментарий

Ваш город: